11 июля 2012 г.

Очень длинный пост о Португалии!

В этом посте расскажу про наше с Сашей путешествие в Португалию с 5 по 13 июня. Расскажу, как мы готовились, где побывали за эти 9 дней.

Билеты на самолет искали здесь: www.trip.ru
Еще сайты поиска и бронирования билетов:
www.amargo.ru
Регулярные прямые рейсы в Лиссабон из России выполняет компания ТАР Portugal.
Нам удобнее было лететь ЛюфтГанзой из Варшавы. Покупали билеты на сайте авиакомпании www.lufthansa.com, 426 евро на двоих туда обратно.

Проживание. Гостиницу подбирали на www.booking.com. Отзывы на сайте, как правило, соответствуют действительности. Мы выбрали Отель Dos Anjos в старой части Лиссабона в 15 минутах ходьбы от исторического центра. Номер на двоих на 9 ночей с завтраком стоил 405 евро, т.е. 45 евро в сутки. В отеле есть бесплатная подземная парковка и бесплатный интернет в телевизионном зале. Еще там есть в небольшом количестве тараканы. Т.к. окна выходили на улицу, в номере было шумно, но нам это не мешало. Завтрак «шведский стол»: хлопья, мюсли, ветчина, сыр, масло, хлеб, выпечка, яблоки, апельсины, чай, кофе, молоко. Апельсины маленькие и невзрачные снаружи и очень сладкие и сочные внутри.
   В отеле стойка регистрации работает круглосуточно. Нам это было важно т.к. обратный рейс был ранним. Общее впечатление от отеля положительное, в номере было чисто,  персонал приветли.
   Квартиру или дом, можно забронировать здесь www.homelidays.co.uk.
Машина
Cайты международных компаний по аренде авто:
Автомобиль предварительно заказали через  www.argusrentals.com в компании CAEL. Машину (107 Пежо) доставили в аэропорт Лиссабона. За 9 дней заплатили 138 евро. Можно оформить страховку 8 евро в день, в этом случае не блокируют стоимость залога на карте. В нашем случае залог был порядка 700 евро. Страховку мы не оформляли, но и сумму залога на карте нам не заблокировали.  Машинка была с небольшим пробегом, чистая. Навигатор на прокат не брали, использовали GPS-навигацию iGo в айфоне. Никаких неприятностей на дороге с нами не произошло, машину вернули в срок без каких либо проблем.

Путеводитель
   Использовали путеводитель «Вокруг Света. Португалия», вполне содержательный и удобный.

Экскурсии выбирали здесь www.portugal-onhand.ru
Индивидуальная экскурсия на 5 часов по Старинному Лиссабону и поездкой в Белен стоила 22о евро, впечатление от гида среднее. От второй экскурсии решили отказаться. Третья экскурсия была в Порту, продолжительность примерно 8 часов, стоимость 2оо евро. Очень понравилось.

День 1-ый. Знакомство с Лиссабоном

В аэропорту Лиссабона мы встретились с представителем компании CAEL, оформили документы, взяли машину и отправились в отель. Дорога заняла 15 минут. В 17.00 мы были в отеле. За стойкой администрации нас встретил радушный индус, выдал ключ от номера и открыл ворота для заезда в гараж.
     Номер был небольшой, чистый и светлый, за окном шумела улица.
     Решили прогуляться и осмотреться. Спустившись вниз по улице, встретили желтый трамвайчик № 28, который давно превратился из общественного транспорта в национальную достопримечательность. Сели на ближайшей остановке и помчались. Билет, если покупать у водителя, стоит 2,85 евро. Поездка заняла минут 30 по самым живописным местам старого города.

«Старичок», которому более 100 лет, едет довольно быстро, виртуозно маневрируя по узким улочкам с припаркованными авто

Сошли не далеко от площади Комерсиу (praca do Comercio). Прогулялись и на Rua dos Correeiros решили поужинать в ресторанчике «RIO CEIRA». За столиком познакомились с русской парой, которая порекомендовала попробовать сардины и зеленое вино vinho verde (порт. verde – «зеленые»).

Жареные на гриле сардины

«Винью Верде» (Vinho Verde )– это уникальный продукт, который не производят ни в одной стране мира, кроме Португалии. Название "Винью Верде" произошло не от его цвета, а от короткого периода выдержки. Это молодые, "зеленые" вина. Мы заказали Casal Garcia («Казаль Гарсия») (6,5 евро). Вино легкое, свежее, с небольшим содержанием углекислого газа. Сардины стоили 7 евро за порцию. Таким образом, поужинали мы почти за 20 евро. Ужин получился простой и вкусный. В отель поехали на такси. Такси в пределах Лиссабона стоит недорого, доехали за 4 евро.

Зеленое вино Casal Garcia

День 2-ой. Старый Лиссабон. Белен. Фаду.

Облик Лиссабона разделен на «до» и «после» страшным землетрясением  1755 года. В День Всех Святых произошло три мощнейших толчка в течении 10 минут, и самый богатый и активный порт Европы прекратил свое существование.  Уцелел лишь старый мавританский район Алфама, его крепость, и часть района Белен.

Таким образом, нижняя часть города Байша (Baixa), по которой мы зашагали  с гидом, – это тщательно спланированный и вновь отстроенный город XVIII века. Элегантный, лаконичный, открытый в сторону моря, с широкими прямым улицами, в котором  нет ни дворцов, ни церквей, зато масса банков и универмагов.
Руа Аугуста - прогулочная улица в Байша
Просторная площадь Комерсиу c памятником королю Жозе I в центре
Триумфальная арка, увенчанная аллегорией Славы, коронующей фигуры Гения и Мужества
Район Байша

Из Лиссабона имперского, восстановленного после землетрясения мы направились в Лиссабон старый, уцелевший. В место, где живет душа города, где пахнет жареными сардинами и крепким кофе, в бывший мавританский квартал, в Алфаму (Alfama).
Район Алфама
     В запутанных узких, кривых улочках, среди старых домов с бельевыми веревками, двориков, стен, облицованных изразцами, лестниц, как будто, переносишься в эпоху знаменитых португальских мореплавателей, во времена, когда Лиссабон царствовал на море и диктовал свою волю половине мира.
Вывешенное для сушки белье и многочисленные горшки с цветами
Глазурованные плитки - знаменитые азулежу, традиционное украшение домов
На заднем плане церковь Сан-Висенти-ди-Фора
Палисандровое дерево Жакаранда (Jacaránda)

Далее был Белен (Belem) - "мекка" столичного туризма, на западной окраине Лиссабона. Здесь собраны основные достопримечательности, связанные с временами великих открытий. Здесь же великолепный Монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos), Беленская башня (Torre de Belem) и Памятник Первооткрывателям (Padrao dos Descobrimentos).
Монастырь Жеронимуш

Конечно же, мы зашли и в кафе Паштейш-ди-Белен (Pasteis de Belem), в котором с 1837 года выпекают знаменитые корзиночки из слоеного теста с заварным кремом и корицей.
Знаменитые «Вифлеемские сладости»

Обедать, по рекомендации гида, отправились в Беленские доки (Doca de Santo Amaro, Armazem 12) в ресторан «5 Oceanos». Ресторан находится на набережной Тежу, под мостом 25 Апреля (Ponte 25 de Abril).
Самый длинный подвесной мост  в Европе (2278 м) Мост 25 Апреля (Ponte 25 de Abril)

Меню на русском языке, кухня отличная, порции большие, можно смело брать одно блюдо на двоих. Саша заказал суп и осьминога, я суп и рис с рыбой удильщиком и креветками и, конечно же, холодное зеленое вино. Получили массу удовольствия и счет на 60 евро. Морепродукты в Лиссабоне свежие, готовят их отлично, стоит это не три копейки, но очень вкусно!
    В отель доехали на такси за 6,5 евро.
    Зеленое вино подействовало как снотворное, и мы провалились в глубокий послеобеденный сон, который может случиться только в отпуске.
    Проснувшись часов в восемь, решили погулять по вечернему городу. На площади Росиу, с нами поравнялся мужчина лет 50-ти и вкрадчиво, заглядывая в глаза, спросил: «Вы русские?»... Пока шли, он рассказал нам свою историю, потом читал стихи об оставленной родине и березках. У театра Донны Марии каждый пошел своей дорогой, мы в Байру Алто (Bairo Alto), а он дальше в поисках собственного счастья.
     Дошли до одной из самых высоких точек Лиссабона – Мирадору-ди-Сан-Педру-ди-Алкантара (Miradouro de Sao Pedro de Alcantara), полюбовались замечательным видом района Байши в свете фонарей, Алфамой и Крепостью Сан-Жоржи. И тут же, совсем не случайно, мы вспомнили про фаду. Ведь когда на город опускается ночь, наступает царство печального и прекрасного фаду.
   Фаду – это песня-исповедь, песня-тоска о безвозвратно ушедшем, песня-воспоминание о любви, размышления об одиночестве. Для португальцев фаду – самая искренняя и страстная музыка на свете, под него грезят, грустят, мечтают, сопереживают.
Фаду - означает судьба

Мы отправились в кафе «LUSO» (Travessa da Queimada, 10-16A, Bairro Alto) и попали на самое начало музыкального вечера. Атмосфера была очень теплая, будто давно знакомые соседи собрались за одним столом. Порой зал подпевал, порой старался почти не дышать, когда исполнитель особенно ярко переживал. Ведь фаду не просто поют, его переживают, и, несмотря на то, что он исполняется в ресторанах, никто и никогда не позволит себе жевать или разговаривать во время исполнения.
     В этом кафе мы попробовали и знаменитый суп кальдо верде (caldo verde), картофельный бульон с тоненькими яркими полосками капусты кале в прекрасной исполнении  (12 евро). До отеля доехали  на такси (5 евро). Такси можно найти прямо на улице.
     Предлагаю вам послушать фаду в исполнении знаменитой португальской певицы Амалии Родригеш. Ее называли «королевой фаду», а также «голос Португалии».

День 3-ий. Крепость Сан-Жоржи. Белен. Эштрела.

В туристическом офисе, мы купили LisboaCard на 24 часа за 18,5 евро, которая дает право проезда на всех видах городского общественного транспорта, а также бесплатного или со значительной скидкой посещения почти всех музеев.  Мы отправились в крепость Сан-Жоржи (Castelo de Sao Jorge).
В разные времена крепость служила и королевской резиденцией и тюрьмой
     Со смотровой площадки открывается  великолепная панорама города, крыши домов, похожи на яркое мозаичное панно. На южном берегу реки Тежу видна статуя Христа, обнимающая город.
Постоянные обитатели крепости

От крепости в юго-западном направлении мы отправились к площади Се (Largo da Se), где находится старейший храм города кафедральный собор Се (Se de Lisboa).
Извилистые и крутые улицы порой переходили в лестницы
Изразцовые панно
Название Кафедрального собора Сe – происходит от сокращенного латинского Sedes Episcopalis (местопребывание епископа)

Побродив по узким улочкам, мы отправились к набережной Cais do Sodre, откуда на 15-ом трамвае поехали в Белен. Дорога заняла минут 20. Вышли у монастыря Жеронимуш, весь облик которого торжественен и грандиозен.
     Уникальный памятник величия эпохи и королей, которыми был выстроен, и прах которых по сей день хранят его стены. По легенде король Мануэл I дал обет построить монастырь в случае успешного завершения экспедиции в Индию. Когда Васко Да Гама вернулся с грузом пряностей, исполнение обета значительно облегчилось: пряности стоили целое состояние. Деньги потекли в Португалию рекой.
 Монастырь Жеронимуш заложен в честь покровительницы моряков св. Марии
Резной портал южного фасада монастыря

Монастырь поразил современников богатством декора
 В галереях монастыря мы наслаждались его неправдоподобной сказочностью…
 … льющимся светлым цветом камня…
 …воздушностью декоративных мотивов
В храме среди стройных пилонов время будто застыло, запуталось в их великолепной резьбе, скрылось в гробницах великих
 Гробница Васко Да Гама
 На скамье перед огромным алтарем мы сидели и чувствовали, как недвижимое движется в воздухе, как в пустоте растворяется суетность.

Покидая это место, возникает желание обязательно вернуться, как хочется вернуться в чудный сон, увиденный еще ребенком.
   Далее был Морской музей (Museu da Marinha), среди коллекций которого мы посмотрели историю Великих географических открытий от эпохи Генриха Мореплавателя до XVII века.
Карта из Морского музея
     Заглянув в планетарий Гульбенкяна (Planetario Gulbenkian), отправились на поиски места для обеда. Воспользовавшись золотым правилом туриста «отойти на 500 метров от центра», зашли в уютный ресторанчик «Enoteca de Belem» (Trav. Do Marta Pinto,12), с небольшим количеством столиков и с приветливо улыбающимся шеф-поваром. В конце обеда нам принесли в качестве угощения по рюмочке портвейна и печенье. Подобные презенты встречаются в некоторых заведениях. Как почти и во всех принято подавать на стол оливки, хлеб, масло и рыбный паштет, даже если вы этого не заказывали, обычно это 2-3 евро плюс к счету, если попробовали.
    После обеда оправились в Тропический сад (JardimAgricola Tropical)
побродили среди деревьев…

…разгуливающих павлинов…
… и цветов

Дошли до Национального музея карет (Museu National dos Coches), который, к сожалению, был уже закрыт.

Взяли такси и поехали в старинный район Эштрела (Estrela). Немного посидели в прохладе базилики Санта-Мария-да-Эштрела (Basilica Santa Maria da Estrela).
Базилика была построена Марией I в честь рождения сына, там же находится и ее усыпальница
 Через дорогу, напротив церкви, расположен один из лучших парков Лиссабона – парк Эштрела (Jardim da Estrela)
Парк был наполнен прекрасными растениями и людьми

На входе мы встретили молодоженов и их гостей, мужчин во фраках, дам в вечерних туалетах и небольшой оркестр, сопровождающий церемонию. Они были похожи на огромных бабочек на изумрудной траве. Чуть дальше в небольшом кафе проходил детский праздник, для самых маленьких. Под раскидистыми кронами родители с малышами на руках живо беседовали и улыбались, широко и счастливо. Вдруг подумалось, что именно так может выглядеть Рай, как этот парк в четверг вечером посреди мегаполиса, с красивыми  улыбающимися людьми. Дальше были ребята и девушки в разноцветных кедах и майках на клетчатых пледах с огромной чашей розового пунша посредине. Группа респектабельных людей с бокалами вина у красиво сервированного столика. Танцплощадка с плывущими под музыку парами. Все вокруг было радостным и светлым, мы были счастливы увидеть этот город и его жителей такими.
     Из парка дошли до верхней станции фуникулера Бика (Elevador de Bica), спустились на нем до пл. Сан-Паулу (Largo de Sao Paulo), зашли в сувенирный магазинчик, поужинали в том же ресторанчике, что и в первый вечер и отправились в отель.
Фуникулер  Бика

День 4-ый. Порто. Квинта де Авеледа. Матозиньюш.

Рано утром, сев в малышку Пежо, мы поехали за 300 км к северу от Лиссабона в город Порто (Porto).  Проезд по автобанам платный, туда и обратно, получилось 40 евро. Дорога была ровной и приятной.
    В 11:45, оставив машину на подземной парковке, встретились с гидом у Башни Клеригуш (Torre dos Clerigos) и началось наше путешествие в городском саду Кардоария с алее срубленных платанов.
Когда то деревья решено было срубить, но на пеньках стали расти новые ветви.

В пяти минутах ходьбы на улице Кармелитас (Rua do Carmelitas) мы попали в сказку в  знаменитом книжном магазине «Lello» (the Livraria Lello). Потому как такие книжные магазины можно увидеть лишь в сказках. Магазин был открыт в 1906 году. Завораживающий интерьер складывается из массивно декорированных стен, потолков из дерева замысловатой резьбы и удивительно изогнутой лестницы, ведущей на второй этаж. Впечатляет крыша из витражного стекла, на которой можно прочесть монограмму Lello и девиз " Decus in Labore ", что означает «Смысл - в труде».
Здесь живет неповторимый запах книг
Железнодорожный вокзал Сан Бенту (Estacao Sao Bento, начало XX в.) с гигантскими панорамными панно из изразцовых плиток
 Церковь Кармилиташ (Igreja do Carmelitas) – образец португальского барокко
Статуя святого с фасада церкви Кармелиташ
Неизгладимое впечатление оставил Собор Се, построенный в XII веке
Старый город, вид с галереи собора
Обычная жизнь в необычном месте

Мосты связывают Порто с городом-спутником Вила-Нова-ди-Гая (Vila Nova di Gaia).
Вила-Нова-ди-Гая  на противоположном берегу реки Дору
     Некоторые из них являются уникальными для своего времени технологическими решениями. Например, железнодорожный мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа (Ponte de Maria Pia), возведённый в 1877 по проекту Гюстава Эйфеля, был одним из первых проектов, принёсших его автору всемирную славу. Позже те же технологические решения были использованы Эйфелем при строительстве Статуи Свободы и Эйфелевой башни.
    Ещё одним уникальным для своего времени сооружением стал двухуровневый металлический мост Донна Луиша I (Ponte Dom Luis I), возведённый в 1881—1886 по проекту ученика и компаньона Эйфеля Теофила Сейрига.
     Железнодорожный мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа сейчас не используется. Рядом с ним, почти вплотную, построен новый железнодорожный мост Сан-Жуан (Ponte de Sao Joao). Дело в том, что поезда стали тяжелее и быстрее и мост Эйфеля их бы просто не выдержал. Местные власти сохранили конструкцию Эйфеля, как памятник архитектуры и построили новый мост.
    Мы прогулялись по мосту Донна Луиша I, с которого открывается прекрасный вид на Порто.
Город похожий на этнографический музей
Река Дору, впадающая  в Атлантический океан
Набережная Вила-Нова-ди-Гая со складами производителей портвейна
Район Рибейра (Ribeira) полный узких извилистых улиц
В глаза бросилось обилие заброшенных домов, под зеленым покровом…
…разрушенных зданий…
…садов с созревшими апельсинами
  Пообедав в ресторане «Escondidinho» (Rua Passos Manuel, 144) (75 евро), мы отправились в еще одно незабываемое место.
   Квинта де Авеледа (Quinta da Aveleda) - живописная винодельческая усадьба расположена  в 40 минутах езды от Порто.
Усадьба передавалась из поколения в поколение, его владельцами были знаменитые и уважаемые люди Португалии

В этом месте производят несколько всемирно известных марок «зеленых» вин, в том числе и вино Casal Garcia («Казаль Гарсия»), которое мы попробовали в первый вечер в Лиссабоне.
    Семья, владеющая усадьбой, ведет свою историю с 11 века. Датой же основания винодельческого хозяйства считается год, выгравированный на башне часовни - 1671.
Aveleda является одним из крупнейших экспортеров вина региона Vinho Verde (Виньо Верде)
Дом, в котором живут члены семьи, окружен садом, созданным еще в конце XIX века
Мы попали в царство цветов…
…ручейков и озер…
…а также их обитателей
Каменный домик с семейством горных козлов

Посещение усадьбы стоит 3 евро, в стоимость входит дегустация вина и сыра местного производства.
       Здесь же в магазинчике мы купили три вида зеленого вина, две большие головки сыра и оливковое масло (20 евро). Хотелось угостить родных.
    Далее мы отправились на левый берег реки Дору на Rua da Fonte Nova в демонстрационные подвалы и дегустационный зал компании Churchill Graham, для знакомства со знаменитым портвейном.
Демонстрационный подвал
Огромные бочки с вином
Знаменитый портвейн

Конечно, мы и отсюда не смогли уйти с пустыми руками, двадцатилетний Churchill’s Tawny (35 евро) и Churchill’s Vintage 2003 года (95 евро) мы унесли с собой. И тут внимание! Churchill’s Vintage 2003 года, который наш гид описывал, закатив глаза от томного блаженства, стоит обычно не более 60 евро.
    Потом была прощальная прогулка на кораблике (10 евро) по реке Дору,  под мостом Эйфеля, мимо винных складов с одной стороны и разноцветных домиков с другой.
Город, главная достопримечательность которого – он сам

Около восьми вечера, снова сев в малышку Пежо (парковка с 11:45 до 20:00 12 евро), мы отправились в Матозиньюш (Matosinhos), еще один город-спутник Порто.
Хотя Мотазиньюш считается промышленным городом, пляжи его побережья стали популярной зоной отдыха
   Не далеко от пляжа поужинали в ресторанчике «Tras d’ orelha» (R.Herois de Franca, 549), где замечательно готовят рыбу и морепродукты (50 евро). Впереди нас ждал обратный путь в Лиссабон.

День 5-ый. Блошиный рынок. Океанариум. Шопинг.

С утра отправились в квартал Кампу-ди-Санта-Клара (Campo de Santa Clara), в котором среди красивых особняков расположился самый старый в Лиссабоне блошиный рынок Фейра-да-Ладра (Feira da Ladra), что в переводе означает «Воровской рынок».
Мы искали антикварную посуду, сделанную в Португалии
     И чего там только нет! Вещественные свидетельства разных эпох, современники замечательных событий происходивших в далеком или не очень далеком прошлом, приобретая которые или даже просто беря в руки, прикасаешься к истории. Мы купили глиняную тарелочку с росписью у русского эмигранта, который (по его словам) распродает то, что раньше сам коллекционировал.
    Дальше мы отправились в современную часть города в Парк наций (Parque das Nacoes, Parque Expo-98), в Океанариум (Oceonario) (билет 16 евро). Океанариум в Лиссабоне на момент постройки являлся самым большим в Европе. Он был построен в 1997 г. в рамках проходившей в Португалии выставки «ЭКСПО-98».
Здание из стекла и бетона, внешне очень напоминающее недострой в лесах и с торчащей арматурой

Центральной экспозицией океанариума является гигантский аквариум высотой 7 м и площадью 1000 кв. м, вмещающий более 5 миллионов литров воды. Обитающих в нём более 450 видов животных из всех уголков океана можно наблюдать через четыре акриловых окна, площадью 49 кв. м каждое с первого и второго этажа.
 Мы долго сидели и смотрели сквозь огромное окно на дно «моря»

Мимо нас проплывали акулы разных видов, скаты, барракуды, огромная манта, из-за скал выглядывал группер, но главная звезда океанариума – это большая рыба-луна.
Люди переходили от одной обзорной площадки к другой, чтобы снова и снова рыба-луна задумчиво проплыла рядом с ними
Здесь же расположены аквариумы с представителями теплых морей…
… экспозиция с обитателями рифов
    Один из залов посвящён жизни обитателей океанариума, их росту и развитию. Здесь можно увидеть развивающееся яйца акулы, понаблюдать за юными рыбками и каракатицами, посмотреть интересный фильм о работе специалистов, обслуживающих многочисленные аквариумы и бассейны океанариума.
     В просторных вольерах, отделённых от посетителей лишь толстым стеклом, поднимающимся на метр от пола, обитают пингвины, каланы и многочисленные представители подводного царства. В одном из залов помещён участок тропического леса, где мы ходили по специальным дорожкам, проложенным между деревьями. Самыми забавными были каланы: они то лежали на спине и релаксировали, то начинали нырять и дурачиться.
    Мы совершили увлекательное подводное сафари в потаенные уголки разных морей с их удивительными обитателями, среди которых нет охотников и жертв, а только красота и умиротворение.
    Следующим местом, был торговый центр Вашку-да-Гама (Centro Vasco da Gama), запомнившийся своей крышей, сделанной из стекла, по которому бежит вода, создавая эффект аквариума. Здесь можно купить все необходимое, поужинать в одном из многочисленных ресторанов и кафе с видом на парк Наций и реку Тежу.
    Но ужинать мы отправились в Беленские доки, в уже полюбившийся ресторанчик «5 Oceanos». Ужин был особенный, мы отмечали мое тридцатилетие. В спустившихся сумерках это место выглядело как праздничный торт к столетнему юбилею. Мост был сплошной феерией света, подвешенной в воздухе, его отражение колыхалось в реке. На противоположной стороне, раскинув руки, возвышалась статуя Христа.
     В этот вечер мы заказали королевскую креветку, краба и лангуста. Все было так вкусно, что я постанывала от удовольствия.
     Как уже говорила, рыба и морепродукты в Португалии превосходного качества, при этом умение их готовить, отточенно  опытом поколений и дарит настоящее наслаждение. В такие моменты еда становится культом. Когда принесли счет (130 евро), Саша шутливо схватился за сердце, чем несказанно развеселил подуставшего официанта. Стоимость за кг: королевская креветка - 68 евро, краб - 28 евро, лангуст - 88 евро.
     Время близилось к полуночи, а вокруг бурлила жизнь. И если бы не 1:0 в пользу Германии, мы бы оказались в настоящем котле эмоций и восторгов.

День 6-ой. Келуш. Синтра. Мыс Рока.

На полпути между Лиссабоном и Синтрой (20 км к западу от Лиссабона) в окружении живописнейших садов находится Дворец Келуш (Palacio Nacional de Queluz).
Португальский Версаль
   Во дворце остались, практически  на своих местах, вещи, принадлежавшие королевской семье. Мебель, живопись, изразцовые панно, предметы обихода передают атмосферу прошлых веков.
Дворец окружен парком с фонтанами и прудами…
…аллеями и садами из апельсиновых деревьев
    Вход в музей был бесплатный, т.к. в воскресенье в первой половине дня во всех музеях плата не взимается.
    В 27 км к северо-западу от Лиссабона находится город Синтра (Sintra). Отказавшись от экскурсии с гидом, мы поехали туда самостоятельно. Было воскресенье, и город встретил нас не только дворцами и вилами, утопающими в вековых садах, но и воскресным рынком.
Раз в две недели по воскресеньям работает рынок, расположенный на широкой площади и улице Rua 1 de Dezembro
Настоящий гастрономический музей под открытым небом
    Дальше по лабиринту дорог, мы отправились на вершину горы Сера-де-Синтра во дворец Пена (Palacio da Pena) (вход 13,5 евро), что в переводе с португальского означает «Перо».
Перо жар-птицы, застывшее между небом и землей

Очертания дворца на высоком обрывистом холме весьма причудливы: восточные купола и минареты, готические башенки, с которых открывается прекрасный вид на многие километры вокруг и Атлантический океан.
Замок Мавров (Castelo dos Mouros)
   Во дворце очень богатое убранство и обстановка, сохранившиеся именно такими, какими их оставила последняя владелица, королева Амелия. Склоны гор покрывает удивительный лесопарк с экзотическими деревьями, похожий на волшебный лес.  Мы попили кофе (5 евро) на открытой террасе замка, под ласковыми лучами солнца и отправились дальше.
 Местная улитка

Дальше был Музей игрушки (Museu do Brinquedo) (4 евро) на Rua Visconde de Monseratte. В коллекции более 30 000 игрушек, три этажа кукол, машинок, мишек, кукольных домиков, солдатиков, самолетов.
Детство разных эпох и поколений

Музей находится рядом с летней королевской резиденцией Дворцом Синтра (Palacio Nacional de Sintra). Но мы туда не зашли, а поспешили в следующее место.
     Усадьба Кинта-да-Ригалейра (Quinta da Regaleira) (6 евро) – великолепный дворец с тайными ходами и витыми лестницами, окруженный роскошным парком.
Все в этом месте наполнено тайными знаками масонской символики…
… и только сведущий человек способен смотреть и видеть
Погрузиться во мрак потайных ходов без света, не решились, а специальные каски с фонариками, которые продаются на входе, купить не успели, т.к. пришли перед самым закрытием

Гулять по парку можно хоть до утра, для задержавшихся посетителей есть специальная калитка рядом с воротами, но таких «смельчаков» не много. Мы шли по почти опустевшему парку в закатном свете, отыскивая потайной тридцатиметровый колодец Посвящения.
Спускаться в сумерках было особенно волнительно

Вниз ведёт спиральная галерея, имеющая девять уровней — символизирующих девять кругов ада, описанных Данте. Мы спускались по ступеням мимо проемов, в которых местами зияли черные дыры потайных ходов. Было сыро, прохладно и тревожно. На дне колодца выложен огромный крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду. Время возникновения колодца никому неизвестно. Неизвестна и цель его возникновения, ходят легенды, что в подземных ходах когда-то проводились тайные масонские ритуалы. Мы поспешили наверх, и отправились к выходу.
    Стало понятным две вещи, во-первых, некоторые места воспринимаются совершенно иначе, когда остается минимальное количество туристов, например перед закрытием, во-вторых, к местам подобным этому, нужно готовиться заранее и основательно.
     Выбравшись по извилистому серпантину из Синтры, отправились на мыс Рока.
Самая западная точка континентальной Европы
Место очень красивое с высокими скалами…
…и живописнейшим маяком

День 7-ой. Острова Берленга. Обидуш.

В отеле за завтраком познакомились с молодой парой из Питера. Ребята рассказали нам про Острова Берленга (Berlenga Islands), решили ехать.
     Скалистый архипелаг расположен в 12 км от небольшого городка Пениче (Peniche), который находиться в полутора часовом расстоянии от Лиссабона (платная дорога туда-обратно 9,5 евро).
Пениче
     На пристани оставили машину (парковка 1 евро) и купили билет на катер и посещение гротов (20 и 4 евро соответственно). Катер отправлялся в 11:30, обратно в 15:00.
Маяк
     Морская прогулка до острова заняла около часа. Нас подбрасывало и качало на волнах, сначала было забавно, потом жутковато от невыносимо огромной мощи воды вокруг.
Остров встретил нас величественными скалами и утесами
Пересев на небольшой катерок, мы отправились смотреть пещеры и гроты, пробитые волнами
Слоновий мыс
Птицы – единственные постоянные обитатели
Маяк
В крепости располагается гостиница, где можно переночевать
Гулять можно только по специально отведенным тропинкам
Чайки тревожно кричали…
…взлетая в сторону от гнезд с яйцами…
…ворчливо сторонились…
… уводили подальше птенцов
     Всем снисходительно-недовольным видом они показывали, что человек им сильно мешает, хотелось постоянно извиняться за причиненное неудобство. Но вид острова и сливающего с небом океана завораживал.
Вода в океане редко прогревается выше +19
   Вернувшись по тем же тропинкам на пляж, опустили ноги в прохладную воду и под ласковым солнышком стали ждать катер. По дороге обратно стало ясно, что лица наши основательно подрумянились.
   Следующим местом посещения был Обидуш (Obidos) (77 км к северу от Лиссабона).
Согласно путеводителю: «Город не изменился с XIII века. Он полностью сохранил средневековый облик, оставшись практически в пределах крепостной стены с шестью воротами».

Улицы были наполнены туристами, сувенирными лавками и ресторанчиками, в любом из которых можно попробовать знаменитый вишневый ликер жинжнья (Ginjna d’obidos). Что мы и сделали. Ликер подается в миниатюрных шоколадных стаканчиках (1 евро).
     Поужинали в местечке, названия, которого уже не помню, а карточек там не было, зато был хозяин в роли официанта, его жена повар, замечательный рыбный суп и салат из осьминога (30 евро).
     По городской стене город можно обойти  всего за час. Мы же, поднявшись, сели на ступенях и стали наблюдать следующую картину. Город пустел, в закатных сумерках туристы расходились, лавки закрывались, и появлялся совсем другой Обидуш. На узкие мощеные улочки стали выползать тени, перешептываясь среди белых домиков, проскальзывали в церкви, цеплялись за бугенвиллии, качались на ветках жимолости, истинные свидетели прошлого наполняли собой город.
     Приезжайте в Обидуш на закате, чтобы видеть его в вечерних сумерках и гулять по ночным улицам.

День 8-ой. Статуя Христа. Freeport Outlet.

На противоположный берег реки Тежу мы доехали по Мосту 25 Апреля до Статуи Христа. И если бы не сбежавший казначей, руки эти были бы раза в два шире, а так получилось 110 м в высоту вместе с пьедесталом.
Обнимающий руками город
    Внутри постамента находится лифт, который поднял нас (4 евро) в часовню и на смотровую площадку, откуда открывается красивый вид на реку Тежу и Лиссабон.
     Постояв на продуваемой всеми ветрами высоте, и поразмыслив о нечистых на руку казначеях и последствиях их нечистоплотности, мы отправились делать шопинг. Через пол часа мы были во Freeport Outlet Center (Avenida Euro 2004, в районе Alcochete) - огромном торговом центре расположенном на открытой площадке в 75000 кв.м. (от вокзала Oriente ходят автобусы 431, 432 ,437). Уровень цен здесь ниже, чем в городе и многие магазины предлагают специальные распродажи. Ходили по магазинам аж до вечера, поужинали (45 евро), поехали обратно по мосту Вашку-да-Гама (проезд 6,5 евро). Устали.

День 9-ый. Прощальный.

Прощание с городом, который стал частью истории нашей жизни.
    Раннее утро, широкая и светлая площадь Коммерции, ароматный кофе, река Тежу в неспешном своем течении.
Погода отличная, как впрочем, и в каждый день нашего пребывания
Ажурный подъемник Санта-Жушта (Elevador de Santa Justa), Roque), арки Археологического музея (Museu de Arqueologia do Carmo)…
…тихая площадь Карму (Largo do Carmo), фонтан под купольным павильоном, круглый сквер, утопающий в запахе сиреневых цветов…
    Не хочется писать в прошедшем времени, оставим нас там «здесь и сейчас», сидящих на ступенях под готическими сводами разрушенного монастыря, перед залитым солнцем «двориком»… в городе, который очень красиво описал португальский писатель Эса де Кейрош:
     «Лиссабон все еще сохранил изначальную томность света и свежести. Невзирая на асфальт, на фабрики и газовые фонари, на мощеные набережные. Здесь весны все еще слушают слагаемые ветром стихи и на кровлях все еще целуются голуби. И все еще будто слышно в тиши, как воздух струится сквозь щели каменных зданий, словно живая кровь меланхолического города».
Археологический музей (Museu de Arqueologia do Carmo)

1. Ох, красота то какая, аж дух захватывает! Спасибо за фотопутешествие, Ольга:)

1. Пожалуйста! Португалия очень красива и самобытна.

2. Господи, как же хорошо вы отдохнули!.... как же я хочу по вашим стопам, увидеть каждый уголок этих фотографий..спасибо за фотоотчёт :)

3. Мечты сбываются! Португалия вас ждет!